Активные методы обучения - путь к развитию коммуникативной компетенции обучающихся

12.01.2017 10:05

 (из опыта учителя истории и обществознания)

С.В. Киселева

учитель истории и обществознания

высшей категории

МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска»

 

Аннотация. В статье рассматривается понятие «активные методы обучения» (АМО), их характеристика. Представлена система АМО, типы занятий активного обучения и формы деятельности при активном обучении. Востребованность АМО обусловлена требованием ФГОС и социальным заказом на формирование личности выпускника общеобразовательной школы, обладающей личностными, метапредметными, социальными, предметными компетенциями, заявленными в ФГОС второго поколения. Ключевые слова: социальный заказ на образование, активный метод обучения, принципы выбора методов обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт  общего образования (ФГОС ОО) ставит главной целью развитие личности учащегося, раскрытие потенциала каждого ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, широкое применение активных методов обучения (АМО).

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. При системном использовании активных методов обучения (АМО) роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером. Меняется и роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса.  Использование АМО позволяет сделать уроки современными, насыщенными, творческими, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных задач.
 Активные методы позволяют учащимся на уроке:
- формировать собственное мнение;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;
- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- анализировать факты и информацию;
- творчески подходить к учебному материалу;
- активно самостоятельно работать;
- проявлять свою индивидуальность.
Основным средством работы на уроке могут быть активные методы обучения такие как: кейс-технологии, мозговая атака, мозговой штурм, деловая и ролевая игра, диспут.

В последнее время, в педагогической практике широко используется и метод анализа конкретных ситуаций: кейс-технологии,  ситуативное моделирование и т.д. В их основе коммуникативный подход к обучению - анализ ситуаций жизненных и учебных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: какая в ней проблема, поле известного и неизвестного и т.д.

Пример: Урок обществознания в 9 классе «Выборы в РФ».

 Кейсы: выдержки из  Конституции РФ, мате­риалы с выдержками из основных до­кументов избирательного законода­тельства, текст с правовой ситуацией и с планом анализа.

           Учитель предлагает школьникам самим убедиться в необходимости ука­занных принципов выборов в РФ. Для этого модели­руются ситуации, в которых какой-ли­бо из принципов нарушается. Учащиеся поделены на три группы, которым предлагается проанализировать предлагаемые ситуации.

Ситуация 1. Вы пришли на избирательный участок. Во время голосования рядом с вами стоит представитель избирательной комиссии  и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюл­летене проставляется галочка.
Ситуация 2. Проходят выборы президента страны. Придя на избирательный участок, вы увидели, что в бюллетене для голо­сования проставлена только одна фами­лия.

Ситуация 3. На избирательном участке можно увидеть следующую картину: гражданин Н. убедил члена избирательной комиссии в том, что он может проголосовать за больного соседа по просьбе последнего.

 

                           Вопросы для анализа ситуации:

  • Какой избирательный принцип нарушен?
  • На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение избирательных прав?
  • Кем конкретно нарушены права избирателей (персоналии, орган);
  • Что можно (нужно) сделать для его восстановления?
  • Как такая ситуация отразит­ся на результатах выборов?

В перечне активных методов обучения присутствуют и различные типы ролевых игр. Надо отметить, что они помогают распределить и апробировать обучающимися социально-статусные роли и привить навыки, приближенные к жизненной практике, эффективно формируют коммуникативные и личностные компетенции. Метод разыгрывания ролей актуален при решении задачи поиска компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание или симпозиум учителей и т.д.
«Деловая игра» - это игровой метод обучения и воспитания. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите собственной группы и при критике решений других групп.
«Ролевая игра» - речь идет не о выработке управленческого решения, а о разрешении сложной проблемы при помощи распределения ролей специально придуманных действующих лиц.

Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным. Как форма обучения игра обеспечивает развитие коммуникативных способностей – необходимое условие активной и творческой деятельности учащихся

«Мозговая атака» и «мозговой штурм» используются, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении важной проблемы абсолютно у всех учащихся или по крайней мере у большинства. Именно умственное усилие порожденное экстремальной ситуацией, в которую попадает каждый член группы, способ преодолеть сон разума, которым отличаются многие наши ученики.
Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и учащихся, атак же учащихся друг с другом в процессе решения проблемы.

При этом обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. Учащиеся овладевают умениями прислушиваться к другому мнению и тактично отстаивать свое, слышать другого человека и принимать его доводы, возражать и доказывать по существу.

Если ставится цель выработать общее мнение при существующих различиях в понимании проблемы, дискуссия необходима.

Пример: Дискуссия «Чтобы было бы, если…»

В данном случае выступающие считают исторические события, факты, процессы предполагаемыми, возможными или желательными. Важно, чтобы в результате дискуссии школьники осознали, что история представляет возможность выбора, а анализ несостоявшихся вариантов исторического развития может быть достаточно интересен.

Примером могут служить следующие темы:

Чтобы было бы , если …

- Петр 1 решил бы отстаивать модель развития Востока;

- Декабристы в 1825 одержали победу;

- Столыпину удалось осуществить все свои реформы;

- Николай II не отрёкся от престола;

В теме обществознания 10 кл.: «Мировоззрение, его сущность и роль в жизни человека.» рассматриваются вопросы, над которыми издавна размышляли многие поколения людей:

- Как устроен мир? Какое место отводится людям в этом многообразном мире? В чем смысл жизни человека?

     Вокруг проблемы: « Как формируется мировоззрение человека и какую роль оно играет в его жизни» можно организовать дискуссию.

     Учитель, направляя дискуссию,  приступает к обсуждению вопросов. Например:

- Что такое мировоззрение? Нужно ли его иметь? Зачем?

- Кто оказал наибольшее влияние на ваше представление о природе, обществе, человеке, его возможностях познавать и преобразовывать окружающий мир?

- Какие герои литературы или исторические личности оказали наибольшее влияние на ваше мировоззрение?

- Как вы считаете, сегодня вам навязывается кем-либо мировоззрение или в этих вопросах вы ощущаете полную свободу?

- Приходилось ли вам отказываться от ваших взглядов?

- Приходилось ли вам менять свои убеждения?

- От чего зависит активная позиция человека в жизни?


Все эти активные методы обучения не должны быть самоцелью, а должны являться средствами достижения поставленных педагогических задач.
Для этого они должны быть детально подготовлены и проработаны в процессе подготовки к уроку. И не следует обращать внимание на то, чтобы все их признаки сохранялись. Здесь многое условно – потому что для нас важнее всего главное – результат в виде продвижения в развитии личности.

 

 

Литература:

1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.

2. Букатов В.М. «Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения», Мн., 2002 г.

3. В.Н.Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А.Шаранов. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб: Знание, 2006, - 190 с. 6. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: "Ось-89", 2005.

Источники.

1. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», https://www.moi-universitet.ru/

2.  http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения.